Банкиры спешат на пенсии

Сразу несколько крупных финансовых компаний объявили о намерениях создать собственные НПФ. Эксперты и участники пенсионного рынка ожидали роста интереса к нему в связи с запуском нового инвестиционного продукта и потенциальным притоком новых денег на рынок. Однако оживление создает и риски как для самих финансистов, так и для клиентов новых НПФ.

Совкомбанк объявил о намерении создать собственный НПФ. С начала года это уже пятый крупный игрок на финансовом рынке, анонсировавший подобные планы. Среди них, например, Т-банк (бывший «Тинькофф»), Альфа-банк и «Ренессанс Страхование». Они планируют создать новые НПФ, так как купить профильный актив на рынке сейчас непросто. Все игроки заявляют о намерениях участвовать в новой госпрограмме долгосрочных сбережений (ПДС), запущенной с начала года.

ПДС предполагает возможность формировать накопления за счет собственных добровольных взносов и ранее сформированных пенсионных накоплений. Договор заключается на 15 лет. Досрочно воспользоваться средствами можно при достижении пенсионного возраста. ПДС предусматривает государственное софинансирование в размере до 36 тыс. руб. в год в течение трех лет, а также специальный налоговый вычет — до 52 тыс. руб. ежегодно при уплате взносов до 400 тыс. руб. Средства застрахованы государством на сумму 2,8 млн руб.

С января в ПДС вступили уже более 600 тыс. россиян, право заключать с вкладчиками договоры долгосрочных сбережений получили 24 из 35 НПФ. До конца 2024 года объем вложений граждан в рамках программы долгосрочных сбережений должен составить не менее 250 млрд руб. Долгосрочная цель, поставленная государством,— к 2026 году средства на счетах ПДС должны составить 1% ВВП, а это более 1,5 трлн руб.

Эксперты ожидали роста интереса к рынку в связи с запуском нового инвестиционного продукта и потенциальным притоком новых денег. «Сейчас хорошее время для выхода на рынок НПФ. Во-первых, в условиях экономической нестабильности и волатильности финансовых рынков граждане все больше задумываются о долгосрочных инвестициях и накоплениях. Во-вторых, введение новых программ. Эти изменения могут стимулировать граждан к использованию услуг НПФ, что расширяет рынок»,— полагает руководитель департамента продаж и клиентской поддержки «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман.

Рынок НПФ в последние годы жил в условиях, когда притока новых денег практически не было, говорит гендиректор «Эксперт Бизнес-Решения» Павел Митрофанов: «Сейчас список интересантов — это крупные финансовые институты с большой розничной сетью. Их шансы занять существенную долю нового рынка вполне реальны».

Желание получить место на пенсионном рынке и конкурировать на равных побуждает финансовые компании, в том числе страховые компании и банки, создать или купить себе собственный НПФ, признают в СРО НАПФ.

«Окончательный вариант подключения тех же страховщиков к программе ПДС пока не определен, и дискуссия продолжается,— отмечает вице-президент отраслевой ассоциации Алексей Денисов.— Должны сохраниться принципы регулирования и требования к финансовым инструментам, которые уже действуют и были определены ЦБ при становлении и развитии рынка».

Очевидно, что нормативы, которые действуют для НПФ, не подходят ни для банков, ни для страховых компаний. Они слишком жесткие, полагает собеседник “Ъ” на пенсионном рынке. Поэтому новые игроки и регистрируют свои НПФ. Участие в программе долгосрочных сбережений может быть только при условии обязательного, безусловного соблюдения требований: фидуциарная ответственность, безубыточность, раздельный учет активов и т. д., подтверждают в НАПФ.

В ожидании новых денег НПФ научатся избегать конфликта интересов

Однако такая активность создает и определенные риски как для финансистов, так и для клиентов новых НПФ. Кроме доли рынка игрокам важно контролировать расходы на привлечение, «иначе в продуктах пропадет экономика», отмечает Павел Митрофанов: «Риски для клиентов могут также лежать в плоскости возможных потерь инвестдохода по ОПС при смене фонда. Переход внутри периода приведет к потере инвестдохода с последней фиксации. А то, что маркетинг перехода в новые фонды будет агрессивным, нет никаких сомнений».