Банк России выступил как по предписанному

Банк России впервые сообщил о жестких мерах по отношению к российским банкам с иностранными акционерами. Таким банкам предписано не ограничивать валютные переводы, а также не передавать материнским зарубежным структурам избыточную информацию о российских клиентах. Юристы указывают, что предписание регулятора может стать лишь первой надзорной мерой в отношении российских «дочек» иностранных банков, но для граждан возможностей переводить деньги за рубеж вряд ли прибавится.

Банк России «недавно» направил в адрес российских банков, которые принадлежат европейским группам, предписания, запрещающие отказывать в проведении валютных переводов или создавать технические препятствия для их исполнения «на основании подходов, не соответствующих российскому закону», заявила на пресс-конференции 13 сентября глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Также регулятор запретил передавать материнским организациям или другим участникам иностранной банковской группы информацию о клиентах для формирования «каких-либо перечней или белых списков». Исключение составляет только информация, без которой невозможно провести платеж.

В сентябре исходящие трансграничные валютные переводы почти полностью ограничил Райффайзенбанк. «Ограничение введено в соответствии с решением группы RBI в связи с предписанием ЕЦБ»,— объяснял банк. ОТП-банк в конце 2023 года перестал принимать входящие переводы в евро из стран за пределами ЕС, писало Frank Media. О проблемах с переводами сообщал и Юникредит-банк. Проблема ограничений валютных переводов по разным причинам в целом является актуальной для РФ (см. “Ъ” от 23 января 2023 года).

Реакция ЦБ выглядит закономерной, но несколько запоздалой, считают опрошенные “Ъ” юристы.

Партнер адвокатского бюро NSP Илья Рачков полагает, что ранее ЦБ не очень хотел перекрывать один из последних надежных каналов, через которые можно было делать валютные переводы. «Теперь же Райффайзенбанк заявил, что вообще не будет осуществлять для физических лиц переводы за границу. Это явный избыточный комплаенс: вместо того чтобы обжаловать ограничительные меры ЕС в Суде ЕС, российский Райффайзенбанк спешит исполнять незаконные требования Комиссии ЕС»,— считает господин Рачков.

“Ъ” направил запросы в Райффайзенбанк, Юникредит-банк, ОТП-банк, банк «Интеза» и ЦБ, но ответов не получил.

Юристы затруднились оценить, как предписание ЦБ изменит практику работы дочерних банков иностранных групп.

«Проблема платежей кроется не в банках в России, а в банках получателя средств или корреспондентских банках за рубежом. Эти банки и блокируют платеж, не зачисляя денежные средства на счет получателя. Повлиять на них наш ЦБ не может»,— говорит управляющий партнер компании «Сапожников и партнеры» Алексей Сапожников. Даже если Райффайзенбанк изменит свою политику и будет проводить платежи для россиян (независимо от суммы и конечного пункта), то деньги просто зависнут в банках-корреспондентах, отмечает господин Сапожников.

Что означает требование ЦБ к структурам иностранных банков

При этом если при наличии предписания ЦБ банк откажет в проведении операции, то клиент может подать иск об обязании провести платеж, а также взыскать убытки, которые он понес в результате такого отказа, говорит партнер коллегии адвокатов «Ионцев, Ляховский и партнеры» Игорь Дубов. «Если же банк исполнит платеж, а банк-корреспондент не проведет его по причине санкционных ограничений, то взыскание денежных средств маловероятно»,— полагает он.

С одной стороны, российские «дочки» — часть иностранной банковской группы, и неисполнение требований ЕЦБ может иметь негативные последствия для материнской структуры, с другой — это российские банки, но их действия не полностью вписываются в логику российского регулирования, отмечает господин Дубов.

За невыполнение предписания ЦБ, согласно закону «О Банке России», банкам грозят штраф в размере от 0,1% до 1% оплаченного капитала, дополнительные контрольные мероприятия вплоть до введения временной администрации, для акционера возможно ограничение его прав и лишение права голоса, перечисляет господин Сапожников. Адвокат Илья Рачков также отмечает, что ЦБ может выдать такому банку предписание, предупреждение, а затем — отозвать лицензию.