«МФО для банков — полигон для финтех-экспериментов»
О том, почему банки идут в сегмент МФО, что радикально изменило отношение кредитных организаций к микрофинансовым, какие преимущества есть у банковских компаний и почему пока не состоялась ни одна сделка по покупке банком МФО, рассказал “Ъ” председатель совета СРО «МИР» Эльман Мехтиев.
Эльман Мехтиев
Эльман Мехтиев
— Зачем банки пытаются выйти в сегмент МФО или как минимум декларируют такие намерения?
— Отношение банков к МФО изменил COVID-19. До пандемии миссия МФО, образно говоря, понималась как территориальная доступность финансирования везде, где нет банков, или доступность денег для тех, кто не соответствует банковским требованиям. Из-за локдауна произошел поворот к активной цифровизации сектора. Офлайн перестал быть доминирующим способом выдачи денег для МФО. Они пошли осваивать другую территорию — интернет. Стало очевидно, что по скорости принятия решений МФО превосходят банки. И банки начали рассматривать участников этого рынка как полигон для внедрения технологий и проверки гипотез.
— Почему?
— Что такое банк? Это много, очень много взаимосвязанных между собой ИТ-систем. МФО — это «банк» одного продукта. Банку для внесения изменения в один продукт, в одну систему, необходимо учесть, как эти изменения затронут остальные 20–30–40 систем. А в МФО речь идет только об одном продукте и 1–2–3–4–5 системах. Соответственно, МФО становятся по сути своей полигоном, где можно быстро менять систему, проводить финтех-эксперименты.
И этим путем пошли коллеги из одного крупнейшего коммерческого банка страны. Они создали абсолютно отдельную «дочку» с собственными кредитным конвейером, IT-системой, риск-аналитикой, собственной продуктовой фабрикой. По тому же пути пошел еще один коммерческий банк.
Конечно, сегодня до сих пор есть примеры, когда МФО создаются ради использования положений регулирования, в которых МФО имеют больше возможностей, чем банки. Но все больше и больше видно, что тренд сейчас — это встраивание МФО в банковские экосистемы как отдельного, самостоятельного бизнеса.
— В сегменте очень высокая конкуренция за качественных клиентов на фоне ограничений ЦБ. Какие преимущества у банковских компаний?
— Банковским МФО всегда проще найти фондирование, однако, с другой стороны, есть биржа, куда можно выходить с облигациями и акциями, что успешно делают классические МФО.
Банковский отказной трафик дает банковским МФО преимущество только на начальных этапах выхода на рынок микрофинансирования. Потом, по мере расширения, привлечение трафика с рынка становится необходимым, и реалии конкуренции оказываются одинаковыми как для банковских, так и для классических МФО.
— Недавно сразу несколько банков, имеющих в группе МФО, объявили о докапитализации их на крупные суммы. В чем смысл подобного шага?
— Что касается докапитализации, это явное свидетельство того, что бизнес-модели этих МФО эффективны и банки готовы инвестировать в их расширение и дальнейшую экспансию на рынке. Если мы исходим из того, что МФО для банков — это полигон для финтех-экспериментов, то потери, которые могут быть связаны с неправильными решениями, реализованными на полигоне, существенно ниже, чем любые эксперименты внутри самого банка. Поэтому, даже если МФО сделает ошибку, это не ударит по основному бизнесу. Да, может быть, уменьшится прибыль, но для крупного банка эти показатели лежат в рамках статистической погрешности.
— На рынке МФО идет укрупнение и консолидация компаний. Участвуют ли в этих процессах банки?
— Такие попытки есть, но они единичны. С одной стороны, банки заинтересованы в покупке готовых компаний с рынка, с другой — МФО не готовы соглашаться на цену покупателя. И переговоры, и оценка M&A могут идти год-полтора и ни к чему не привести. Пока нет ни одного успешного кейса покупки готового бизнеса, а не команды.
На засмеженных равнинах
Как регуляторные ограничения подталкивают банки на новые рынки
Читать далее