Пирамиды рвутся в небо

В первом полугодии ЦБ выявил почти 3,5 тыс. субъектов, ведущих нелегальную финансовую деятельность. Совокупное число таких игроков регулярно растет, однако во втором квартале 2024 года было зафиксировано кратное сокращение нелегальных кредиторов по сравнению с первым. Впрочем, эксперты считают, что праздновать победу пока рано, с одной стороны — это эффект активной борьбы ЦБ с данным сегментом в начале года, с другой — предпосылки для роста сохраняются.

В понедельник ЦБ опубликовал аналитические данные о нелегальной деятельности на финансовом рынке за первое полугодие 2024 года. Согласно им, в январе—июне 2024 года Банк России выявил 3,495 тыс. субъектов с признаками нелегальной деятельности, в том числе финансовых пирамид. Это почти на 43% больше, чем за тот же период прошлого года.

По сравнению с первым полугодием 2023 года было выявлено в 1,5 раза больше интернет-проектов с признаками финансовых пирамид. Псевдоинвестиции предлагают также и нелегальные форекс-дилеры, брокеры — их количество стало увеличиваться (рост в 1,7 раза год к году). Зафиксировано в 1,2 раза больше нелегальных кредиторов.

23 млн

пользователей — потенциальная аудитория интернет-ресурсов, к которым был ограничен доступ ЦБ в первом полугодии 2024 года.

В этот раз регулятор представил поквартальную разбивку, ранее данные были представлены на полугодовом горизонте. Примечательно, что во всех сегментах нелегалов, анализируемых ЦБ, во втором квартале наблюдался рост относительно первого. Единственным исключением стали нелегальные кредиторы. Число выявленных субъектов с такими признаками квартал к кварталу сократилось в 2,7 раза (до 275 с 746 в первом квартале). «Содержательно количество выявленных лиц, нелегально предоставляющих займы ‘на земле’, остается на сопоставимом с предыдущими периодами уровне,— сообщили “Ъ” в ЦБ.— Вместе с тем произошла ребалансировка лиц, распространяющих сведения о предоставлении нелегальных услуг в сети Интернет, в первую очередь в соцсетях. Во втором квартале мы видим тенденцию на продвижение подобных услуг в составе связанных ресурсов — разные страницы, но объединенные одним сервисом или группой, со схожим содержательным наполнением вплоть до названия — это находит свое отражение в статистике».

Перефразируя классику: порядок на финансовом рынке измеряется не количеством нелегалов, а умением регулятора их выявлять и обезвреживать, указывает руководитель проекта «За права заемщиков» «Народного фронта» Евгения Лазарева. «Очевидно, что механизм выявления нелегальных кредиторов постоянно совершенствуется. Очередное обновление маркеров, позволяющих обнаружить субъектов нелегальной деятельности, видимо, произошло в начале года,— продолжает она.— Это позволило в первом квартале пресечь деятельность большинства нелегалов, а во втором — избавляться от оставшихся».

В то же время о стабильно позитивной динамике говорить рано.

«К сожалению, правоприменительная практика демонстрирует, что штрафы за нелегальное кредитование, увеличенные в 2021 году, не воспринимаются как стоп-фактор для занимающихся этим. А уголовный срок и вовсе получить нереально»,— указывает госпожа Лазарева. «Есть риски и предпосылки для роста нелегального кредитования, в том числе ужесточения на законодательном уровне всегда способствуют тому, что доля отказов будет расти, как следствие, потребители будут искать деньги у нелегальных кредиторов»,— указали в пресс-службе СРО «МиР».

По итогам первого квартала 2024 года число субъектов нелегальной деятельности резко выросло

Партнер экспертной группы Veta Дмитрий Жарский полагает, что те, кто занимался нелегальным кредитованием в первом квартале текущего года, переориентировался на развитие тех же финансовых пирамид и привлечение граждан в нелегальную сферу рынка ценных бумаг. Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Марат Сафиуллин обращает внимание, что надо учесть, что в последние два года произошло заметное повышение уровня доходов в ранее бедных регионах, где много предприятий ВПК. «Стрессовая ситуация для людей приводит к иррациональности действий, желанию сохранить сбережения, а в условиях высокой инфляции — к чувству безысходности и срочному спасению своих денег. Все это на руку мошенникам»,— заключает эксперт.