Размещения устремят к прозрачности
Профучастники рынка ценных бумаг планируют пересмотреть действующий принцип проведения аллокации при IPO и SPO, когда это решается между эмитентом и организатором размещения, поскольку он «не работает в случае большого числа розничных инвесторов». Среди вариантов решения — определение доли физлиц и институциональных инвесторов заранее с публикацией правила в начале сбора заявок. В ЦБ готовы рассматривать идеи, но подчеркивают добровольность их внедрения.
Проблему с аллокацией (распределение ценных бумаг при проведении IPO и SPO между различными группами инвесторов) 5 марта подняла директор управления электронных рынков Сбербанка Аиша Кубезова. Она отметила, что банк собирается повысить прозрачность механизма, а также намерен обсудить изменения для всего рынка с регулятором, эмитентами и профессиональным сообществом.
В Сбербанке уточнили, что хотят предложить ЦБ идею о раскрытии эмитентом принципов аллокации во время сбора заявок от инвесторов.
Московская биржа, со своей стороны, планирует внедрить сервис «Смарт Аллокатор», который будет содержать набор правил и опций определения аллокаций и удовлетворение с их учетом заявок инвесторов.
Проблема распределения ценных бумаг в ходе размещений возникла на фоне активного участия в них розничных инвесторов, число которых порой превышало 100 тыс. человек. В результате в некоторых IPO, например «Диасофта», большинство инвесторов получили на руки всего 1–3 акции (см. “Ъ” то 14 февраля).
Президент НАУФОР Алексей Тимофеев подчеркивает, что аллокация — вопрос усмотрения эмитента и инвестбанка: для большей прозрачности и предсказуемости они могут раскрыть принцип. «Но не уверен, что это нужно делать обязательным для всех»,— отмечает он. Портфельный менеджер крупной УК рассказал “Ъ”, что во всем мире эмитент сам определяет аллокацию — «это его преимущественное право», кому и сколько ценных бумаг дать, в каких случаях отдается предпочтение частным инвесторам, в каких — институциональным.
Однако такой подход сложился в условиях превалирования в размещениях институциональных или крупных частных инвесторов. Теперь же, особенно на российском рынке, расклад сил сместился в пользу небольших и средних розничных инвесторов.
Как рассказал собеседник “Ъ” в крупной брокерской компании, на некоторых сделках переподписка достигает 10–20 раз от размера сделки, в результате аллокация розничным инвесторам составляет всего 1–2%. Это, полагает брокер, «не способствует развитию внутреннего инвестора».
Юрий Соловьев, глава совета директоров «ВТБ Капитала», в интервью “Ъ” 22 ноября 2021 года:
«В любом размещении, даже с большой переподпиской, нужен баланс между ритейлом, который в большей степени выступает спекулянтом, и институциональным, долгосрочным инвестором».
Директор продуктов первичных размещений «БКС Мир инвестиций» Андрей Ванин подтверждает, что инвесторы часто остаются недовольны ни размерами аллокации, ни правилами ее определения, «это абсолютно непрозрачный механизм, при котором правила игры становятся известны уже после ‘финального свистка’». В большинстве случаев итоговая аллокация раскрывается в день начала торгов, но инвесторы должны резервировать существенный объем денежных средств заранее, добавляет руководитель отдела портфельных решений Go Invest Сергей Шемякин.
Партнер Capital Lab Евгений Шатов считает, что для решения проблемы «достаточно регламентировать требования к эмитентам о порядке и принципе одобрения заявок».
Если ограничить объем покупки на человека и вести открытый реестр с количеством заявок в книге, то можно будет ориентироваться на итоговую аллокацию за несколько дней до торгов, поясняет эксперт. Господин Ванин предлагает заранее определять доли физлиц и институциональных инвесторов, публикуя правила аллокации на старте сбора заявок.
Существуют и другие идеи, в первую очередь в отношении механизма размещения при значительной переподписке. По словам руководителя управления рынков капитала Тинькофф-банка Антона Малькова, можно просто увеличить объем сделки. Хотя, признает он, не все эмитенты готовы продавать больше акций в рамках объявленного ценового диапазона.
Помимо этого, стоит создать возможность изменения ценового диапазона, полагает господин Мальков, что в текущих условиях невозможно сделать технически, и непонятно, до какого уровня повышать, так как нет рабочего механизма price discovery. Например, в случае размещения «Мосгорломбарда» в конце прошлого года (см. “Ъ” от 22 декабря 2023 года) компании пришлось проводить фактически новое размещение с новыми ценовыми параметрами. Господин Мальков считает, что возможно и раннее закрытие книги заявок (было реализовано при IPO «Каршеринг Руссия» и «Диасофта»), однако есть «регуляторные ограничения, включая сроки реализации преимущественного права».
В Банке России отметили, что действующее регулирование не ограничивает эмитентов и брокеров по раскрытию принципов аллокации в ходе IPO и SPO, но и не обязывает к этому. В ЦБ готовы «рассматривать инициативы профучастников, направленные на повышение прозрачности проведения IPO».