У инвесторов появятся «Цифровые привычки»
До конца года может состояться одна из крупнейших pre-IPO сделок. Как стало известно “Ъ”, группа компаний «Цифровые привычки», российский поставщик и разработчик программных решений для банков и финтех-компаний, намерена привлечь 700 млн руб.— 1 млрд руб. Размещение будет востребованным среди инвесторов при адекватной цене, считают аналитики. Справедливой оценкой группы они называют диапазон 5–7 млрд руб.
По данным двух источников “Ъ”, группа компаний «Цифровые привычки», российский поставщик и разработчик программных решений для банков и финтех-компаний, выйдет на pre-IPO до конца 2024 года. Объем размещения может составить от 700 млн руб. до 1 млрд руб. Выход на IPO, по данным собеседников издания, состоится не позднее 2027 года. В самой компании на запрос “Ъ” не ответили.
Акции будет размещать АО «Цифровые привычки», являющееся холдинговой компанией.
В состав группы входят лицензированные ИТ-компании — «Цифровые привычки», «Финейтив» и «Платформа КИН». По информации “Ъ”, 100% группы принадлежит ИТ-предпринимателю Александру Елизарьеву.
Группа специализируется на работе с финансовым сектором и является одним из лидеров среди поставщиков ИТ-решений для банков и финтеха (по данным TAdviser — четвертое место среди крупнейших компаний сегмента). По информации на сайте группы, на текущий момент реализовано 213 проектов. Среди клиентов — Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, АТБ, МКБ и др. Портфель контрактов группы на конец 2024 года достиг 5,98 млрд руб. (+47% г/г).
Сделка может стать крупнейшим pre-IPO в РФ. Рекорд в этом сегменте пока принадлежит агентству недвижимости «Самолет Плюс»: в 2024 году оно привлекло 825 млн руб. В этом году также прошли сделки инвестплатформы Lender Invest —150 млн руб., сервиса аренды пауэрбанков «Бери заряд!» — более 750 млн руб.
Собеседники “Ъ” из числа банков-клиентов отмечают, что основной фокус в работе группы на системном ПО — это внутренние системы банков, автоматизация ключевых процессов, критически важная инфраструктура. По данным на сайте самой группы, доля разработок системного ПО достигает 63% в ее выручке. Именно в этой области вопрос импортозамещения стоит довольно остро. По данным ассоциации «Руссофт» по показателю, отражающему полноту услуг ИТ-подрядчиков для банков, группа отнесена к категории 7+ и занимает первое место среди комплексных поставщиков для финтеха.
Согласно отчетности по РСБУ, совокупная выручка компаний группы по итогам девяти месяцев 2024 года достигла 710 млн руб., рост — на 68% год к году. Прибыль выросла по итогам трех кварталов до 40,4 млн руб. (+87%). По словам источника “Ъ”, близкого к ГК, прогноз по выручке и чистой прибыли по итогам 2024 года составляет 1,37 млрд руб. (рост на 78%) и 439 млн руб. (рост в 3,2 раза) соответственно.
Основными конкурентами ГК «Цифровые привычки» являются «Диасофт», «Софтлайн», ЦФТ, RStyle.
Как отмечает источник “Ъ” в крупной управляющей компании, «учитывая растущую конкуренцию, а также большие инвестиции в заказную разработку от таких крупных игроков, как ‘Софтлайн’, перспективы роста таких бизнесов, как ‘Цифровые привычки’, могут быть ограничены». По мнению директора департамента корпоративных финансов ИК «ИВА Партнерс» Артема Тузова, и по бизнес-модели, и по своим мультипликаторам «Цифровые привычки» скорее ближе всего к «Диасофту». «Структура выручки в большей степени вендорская, нежели сервисная. Так как компания еще непубличная, а также учитывая, что в текущих условиях даже ИТ-компании, как правило, дают дисконт к оценке по рыночным мультипликаторам, то, скорее всего, следует ожидать оценку в диапазоне 5–7 млрд руб.»,— добавляет эксперт.
Минфин планирует вывести на IPO до 10 компаний
В четырех крупных УК не слышали о предстоящем pre-IPO компании. «Большинство pre-IPO сделок осуществляется через брокеров/консультантов, которые идут к институциональным или крупным частным инвесторам. Более мелкие эмитенты привлекают деньги через платформы. В данной сделке, вероятно, уже есть сформированный пул инвесторов, поэтому о ней не было слышно»,— рассуждает один из собеседников “Ъ”. По его словам, компания выглядит интересно с точки зрения темпов роста и сегмента. «Сейчас дефицит идей pre-IPO на рынке. Хороших историй почти столько же, сколько фондов. Так что если цена будет адекватной, то купят сразу весь объем»,— полагает собеседник “Ъ”. Однако, по мнению аналитика УК «Ингосстрах-Инвестиции» Артема Аутлева, сделки pre-IPO, особенно небольших по размерам бизнеса эмитентов,— «достаточно рискованная инвестиция, особенно во время высоких ставок». Деньги можно инвестировать в фонды денежного рынка или разместить на депозит, получая доходность более 20% годовых, поясняет он.