Цифровые активы ждут хорошего обращения

Банк России оперативно приступил к реализации принятых на днях законов по использованию цифровых финансовых активов (ЦФА) во внешнеторговой деятельности. На публичное обсуждение был представлен проект указания с требованиями к иностранному держателю ЦФА. Формально документ соотносится с мировой практикой комплаенса и KYC (Know Your Client, «знай своего клиента») в финансовой сфере, отмечают юристы. Однако, по мнению экспертов, из-за высоких санкционных рисков участия в такой деятельности компаний, особенно из недружественных юрисдикций, ждать не приходится.

В среду, 31 июля, Банк России выпустил проект указания, в котором сформулировал правила для иностранных компаний, выполняющих функции номинальных держателей в отношении цифровых финансовых активов. Оно появилось буквально на следующий день после принятия в третьем чтении Госдумой поправок в законодательство, касающихся обращению зарубежных ЦФА в российской инфраструктуре.

Согласно документу, хранить цифровые активы могут только те иностранные компании, которые по закону могут владеть и управлять ценными бумагами и имуществом в своей стране.

Эти компании должны предоставлять российским площадкам (операторам информационных систем, ОИС) информацию о своих клиентах, как физических, так и юридических лицах. В частности, они будут обязаны в течение семи рабочих дней после запроса от оператора раскрывать ФИО, гражданство, дату рождения, номер документа, удостоверяющего личность, и другие личные данные клиента. Номинальный держатель также должен будет предоставлять и информацию о количестве цифровых активов, принадлежащих его клиентам, и сведения об идентификации этих активов.

Предложенный проект указания Банка России в части предоставления российскому ОИС информации о своих клиентах соответствует мировой практике по обмену информацией для обеспечения процедур комплаенса и KYC в финансовой сфере, поясняет управляющий партнер юридической группы «Плотников и партнеры» Илья Плотников. Для выполнения регуляторных требований операторы информационных систем должны обладать полной и достоверной информацией о конечных бенефициарах ЦФА, отмечает он. Российский регулятор исходит из принципа полного раскрытия информации о клиентах и их активах в ЦФА, что в целом соответствует в первую очередь подходам, принятым в рамках стандартного антиотмывочного законодательства, которое является универсальным в мировой практике, считает партнер юрфирмы О2 Consulting Дарья Носова. Например, в европейских странах он более-менее одинаков: иногда соответствующая информация не объявляется «на входе», а раскрывается по запросу компетентных органов ad hoc (в определенных случаях), поскольку отношения номинального держателя и его клиентов трактуются как фидуциарные (доверительные), указывает преподаватель юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Максим Башкатов.

Вместе с тем следует учитывать особенности российского законодательства. В частности, на Западе нет такого понятия, как ЦФА, указывает СЕО биржи EXVED Сергей Менделеев.

Российские ЦФА представляют собой некий цифровой аналог ценной бумаги, отмечает руководитель практики «Цифровая экономика» юридической компании GMT Legal Денис Поляков. При этом, по его словам, во многих иностранных правовых системах цифровые аналоги ценных бумаг, так называемые security-токены, приравниваются к обычным ценным бумагам аналогичного функционала.

Если проводить аналогии с криптовалютным рынком, то сейчас вводится понятие Travel rule, заключающееся в необходимости обмена между операторами-кастодианами криптовалюты информацией о своих конечных клиентах в объеме сведений, предоставляемых в порядке процедуры KYC, добавил господин Менделеев. «То есть если одна биржа пересылает другой криптовалюту, то получатель может автоматически получить сведения о реальном отправителе и бенефициаре трансакции, включая его установочные данные (вплоть до копии паспорта)»,— пояснил эксперт.

Госдума приняла законопроект об эксперименте по созданию в РФ площадки для использования криптовалют в международных расчетах

Серьезной проблемой предложенной схемы является и то, что в отсутствие полноценного вторичного рынка или какого-то «единого окна» для доступа ко всем первичным предложениям иностранному лицу придется получать статус иностранного номинального держателя у каждого ОИС, указывает господин Поляков. При этом на роль номинального держателя, как отмечает член экспертного совета по законодательному регулированию криптовалют Госдумы РФ Михаил Успенский, «проще всего пройти кастинг» компаниям из дружественных стран. При этом посредникам из недружественных стран «придется балансировать между санкционной повесткой и расчетами в ЦФА», отмечает он. Господин Менделеев более категоричен и считает, что никто не будет работать через ЦФА и «уж точно не будет раскрывать перед третьими лицами своих клиентов и контрагентов», что является самой охраняемой коммерческой тайной, «даже безотносительно того, что утечка такого списка станет приговором бизнесу в условиях санкционного давления».