Третий на подходе: перейдет ли банковский кризис США в полномасштабный коллапс

На открытии торгов на Нью-Йоркской бирже стоимость одной акции First Republic Bank (FRB) обвалилась на 30,37 процента — до 4,31 доллара. В моменте банк подешевел до исторического максимума. Так в чем же причина?

Это все та же проблема: краткосрочные пассивы не покрывают долгосрочных активов. Об этом рассказал ‘РГ’ эксперт по фондовому рынку ‘БКС Мир инвестиций’ Валерий Емельянов. Банки набрали вкладов и вложили в длинные бумаги, которые сильно падали на фоне роста ставки ФРС. Теперь, правда, уже больше играет роль не сжатие маржи, а общее недоверие к банкам.

‘Клиенты-юрлица, у которых вклады и счета не застрахованы, выводят деньги из всех банков, которые дают повод усомниться в их устойчивости. И это в свою очередь еще сильнее подрывает их устойчивость’, — пояснил Емельянов.

Отдельно First Republic для всего сектора погоды не делает, уточняет эксперт. Да, он был примерно 12-м по капитализации в США на начало года, но сейчас уже он в 20 раз дешевле, и не попадает даже в сотню. Очевидно, что регулятору в США придется принять какие-то системное решение, чтобы успокоить клиентов региональных банков, считает он.

‘Иначе так можно много банков потерять. Это не финансовая проблема: с активами все более или менее в порядке. Это кризис доверия в чистом виде. Поэтому бегут вкладчики, поэтому инвесторы сливают акции’, — говорит Емельянов.

Он отметил, что банки обязаны регулярно отчитываться о своем балансе, и они это делают. По состоянию на начало сезона отчетов отток почти во всех банках США, кроме самых крупных. Американский бизнес и население перекладывается из менее безопасных, на их взгляд, в более безопасные банки. А также запасаются наличными средствами. Конечно, не во всех банках за месяц уходит половина всех депозитов, но в целом — набег на банки в США продолжается, отметил он. При этом в Европе все пока тихо. Там, кроме Credit Suisse, никто крупных потерь клиентской базы, не показывал, заметил Емельянов.

По словам аналитика ‘Рынки Деньги Власть’ Сергея Раманинова, за I квартал 2023 года объём депозитов в американском FRB упал на 40%. Клиенты забрали из банка около 100 млрд долларов. Это в три раза больше, чем 11 крупнейших банков разместили в FRC в рамках помощи небольшим банкам, уточнил он.

FRB планирует закрыть дыру в пассивах путем продажи долгосрочных ценных бумаг и ипотечных кредитов на сумму от 50 до 100 млрд долларов.

‘Это означает принятие убытка от переоценки — раньше эти активы учитывались как Hold to Maturity (Удерживаемые до погашения) и не переоценивались’, — объяснил аналитик.

По итогам I квартала объем депозитов в First Republic Bank (FRB) рухнул на 41% (без помощи других ведущих банков США во главе с JPMorgan, которые в сумме влили в банк $30 млрд, снижение составило бы порядка 60%). Чтобы восполнить потери, FRB пришлось прибегать к дорогим краткосрочным займам, пояснил аналитик ФГ ‘Финам’ Игорь Додонов.

Между тем активы FRB в основном состоят из портфеля кредитов, главным образом ипотечных, выданных под низкие ставки. Как результат, банк попал в ситуацию, когда у него оказались очень дорогие пассивы и дешевые активы, считает он.

Говорить о неминуемом скором крахе FRB пока, думаю, несколько преждевременно, однако все это грозит как минимум серьезными убытками в ближайшие кварталы, отметил он.

‘В таких условиях самостоятельно выжить FRB, на мой взгляд, будет очень сложно. Теоретически выходом могла бы стать продажа части активов’, — рассказал эксперт.

По его мнению, из-за общего роста процентных ставок вслед за ключевой ставкой ЦБ кредитный портфель банка значительно обесценился, и при продаже его будет реализован значительный убыток, и образуется дыра в балансе, которую не понятно как закрывать. Так что без внешней помощи, в частности, со стороны регуляторов, скорее всего, будет не обойтись. В какой форме она в итоге будет оказана, пока сложно сказать.

Потенциальное падение еще одного банка, конечно, усилит напряженность в банковской системе, инвесторы будут продолжать спекулировать на тему того, кто может стать следующей жертвой.

‘В то же время я полагаю, что регуляторам в итоге удастся разрешить ситуацию, и масштабного банковского кризиса не произойдет’, — заключил он.